Словарь вебмастера

11 Июн
2011

Web-термины.
web-термины.htaccess – специальный файл, расположенный на веб-сервере, позволяющий задавать набор дополнительных параметров и разрешений для сервера.

ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line) – ассиметричная абонентская цифровая линия. Технология ADSL предполагает передачу данных с использованием цифровых модемов по обычным телефонным проводам. Данные передаются по кабелю уже в цифровом виде. При этом в момент соединения по Интернет сохраняется возможность пользоваться этим же кабелем для телефонных переговоров.

Advertiser (рекламодатель) – Физическое, юридическое или виртуальное лицо, размещающее за плату свою рекламу (в нашем случае баннер) на web-сайте издателя. Рекламодатель имеет свой (или не совсем) web-сайт, на который ведет ссылка с размещаемого баннера.

ARPA (Advanced Project Agency) – агентство передовых исследовательских проектов, в недрах которого в конце 1960 годов была разработана технология глобальных компьютерных сетей.

ARPANET – сеть Агентства передовых исследовательских проектов (ARPA), возникшая в США в конце 1960 годов. Явилась прародительницей и первым элементом современного Интернет.

Applet – небольшая программа или приложение, обычно написанное на Java, которое запускается браузером пользователя и активирует объекты, например, анимацию или интерактивную таблицу.

ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – американский стандарт кода обмена информацией.Используется для представления текстовой информации. Первая («нижняя») половина таблицы ASCII (коды 0—126) содержит символы английского алфавита, знаки препинания и арабские цифры. Она является общепринятой во всем мире. Для национальных языков используются собственные «верхние» половины таблицы ASCII (коды 127—255, или «расширенные» ASCII-коды), в которой находятся буквы национальных алфавитов и специальные символы.

ASP (Active Server Pages) – web-страница (page.asp), созданная с использованием технологии Active Server Pages. Данная технология включает набор средств для формирования на основе скриптовых языков содержимого web-страниц, создания гибких и удобных интерфейсов доступа к базам данных и динамических приложений на style=»COLOR: black; mso-ansi-language: EN-US»>web -страницах.

Back Office – специалисты компании, не связанные с клиентами, сделками, формированием бизнес-контаков, в основном, предназначенные для технической поддержки какой-либо сферы деятельности компании. Относительно интернет-сайта — администраторская часть web-ресурса, недоступная пользователям.

Backup – резервное копирование и восстановление файлов веб-сайта.

Banner – см. Баннер.

Banner Advertising – см. Баннерная реклама.

Banner Exchange Services (системы обмена показами баннеров) – специальные системы, которые производят взаимообмен показами баннеров между своими участниками. За свои услуги обычно берут определенный процент от показов. Например, Reklama.ru покажет 85 Ваших баннеров на страницах других участников, если Вы покажете 100 чужих баннеров.

BMP – (Bitmap — битовая карта) формат хранения растровых изображений, формат графических файлов. Из-за большого объёма он редко используется в Интернете.

Brandingc – см. Имиджевая реклама.

Browser – см. Браузер.

Burn out of a banner (сгорание баннера) – по мере показа баннера в определенной баннерной системе или на определенном веб-сайте увеличивается вероятность того, что он будет показан одному и тому же пользователю несколько раз. А это, в свою очередь, приводит к падению отклика баннера. Время, за которое баннер «сгорит», зависит от интенсивности его показа и от того, насколько широкой аудитории он демонстрируется (при одинаковой интенсивности показов баннер, который крутится на большом кол-ве разных web-страниц, сгорит не так быстро). Сгорание баннера зависит от двух параметров — Site Reach и Site Frequency (данные термины применимы не только к веб-сайтам, но и к баннерным системам). Тематика и дизайн баннера не оказывают влияния на скорость его «сгорания».

Business–to–business (B2B) – «Бизнес для бизнеса». Модель ведения электронного бизнеса, при которой компании взаимодействуют с компаниями.

Business–to–Consumer (В2С) – «Бизнес для клиентов». Модель ведения электронного бизнеса, при которой компании взаимодействуют с конечным потребителем (клиентом).

Cache – см. Кэш.

Cached banner – см. Кеширование баннеров.

C/C++ – язык программирования для написания cgi– скриптов.

CGI (Common Gateway Interface) – общий шлюзовой интерфейс, с помощью которого происходит запуск CGI-скрипта и взаимодействие с ним. CGI-скрипт является программой, которая выполняется на web-сервере по запросу клиента. Программы CGI создаются с помощью языков программирования Perl, C, Visual Basic и др.

CGI-BIN директория – директория, в которой расположены cgi– скрипты клиента, написанные на языках C, C++, PERL и т. д.

CMS (Content Management System) – система управления содержанием сайта. Представляет собой программные средства для подготовки, редактирования и публикации информации на сайте, а также средства для управления функциональностью сайта.

Cookie – см. Куки.

Co-location (Colocation) – размещение web–сервера клиента на технической площадке провайдера. См. также Хостинг.

Consumer–to–Consumer (С2С) – «Клиенты для клиентов». Модель ведения электронного бизнеса, при которой конечные потребители взаимодействуют между собой напрямую.

Corel Draw – профессиональный графический пакет для работы с векторной графикой.

CPM – стоимость за тысячу показов баннеров. В русской сети у серверов, продающих показы баннеров, CPM колеблется от 2 до 50 долларов.

CPS (cost per sale) – стоимость одной продажи. Произведем нехитрые расчеты. Пусть CPM составляет для Вас 15 $. CTR используемого баннера 3%. Известно, что 1 из 50 посетителей вашего сервера совершает покупку. Прибыль от продажи составляет 20 $: – за 150 долларов имеем 10 000 * 3% = 300 посетителей. купят Ваш товар 300 / 50 = 6 посетителей. Вы заработаете 6 * 20 = 120 $.Итак, Вы заработали 120 $, истратив 150 $. На самом деле все не так плохо! Часть пользователей, совершивших покупку, вернутся к Вам через некоторое время совершить новую, кто–то расскажет о Ваших услугах друзьям…В результате, вложенные деньги принесут прибыль.

CPV – стоимость за посетителя. Помимо продажи показов баннеров, существует практика, когда расчет ведется за количество посетителей, попавших на сайт рекламодателя через баннер. Посетителем считается человек, кликнуший на баннер (хотя на самом деле пользователь может нажать на кнопку back своего браузера до того, как рекламируемая страница загрузится). Стоимоcть одного клика (CPV) в среднем составляет 10 – 12 центов.

Crontab – возможность выполнения различных задач в определенное время. Например, запуск скрипта или программы.

CTR ( Сокр. Click–Through–Ratio ) – отношение числа кликов по рекламному материалу или ссылке к числу их показов посетителям. Выражается в процентах. Является cамой важной характеристикой баннера. Если Ваш баннер был показан на какой либо странице 1000 раз, а нажали на него и, соответственно, попали на ваш сайт 50 человек, то отклик такого баннера равен 5%. По статистике средний отклик («click/through ratio») у баннеров, используемых в WWW — 2,11%.

Dedicated (Аренда сервера) – предоставление клиенту выделенного сервера в аренду. См. также Хостинг.

DNS (Domain Name Service) – служба доменных имен. Осуществляет преобразование символьного доменного имени в числовой IP–адрес. Построена на принципе распределенного администрирования (делегирования полномочий), когда каждый компьютер или сам “знает” ответ на вопрос, или “знает”, в каком направлении передать данный запрос. Система замкнута и если запрошенная информация имеется на каком-либо компьютере, она будет найдена и передана клиенту. В случае, если вопрос не имеет ответа, клиент получает сообщение о невозможности получения ответа на вопрос. См. также DNS, DNS-сервер.

DNS (Domain Name System) – система доменных имен. Текстовая система адресации в Интернете, сопоставляющая имя домена и числовой IP–адрес.

DNS-сервер – (Domain Name Server) – сервер доменных имен, в задачу которого входит преобразование текстовых доменных имен в IP-адреса.

E-mail – см. Электронная почта.

Email forwarding (переадресация почты) – автоматическая переадресация электронных сообщений на другие почтовые ящики.

FAQ (Frequently Asked Questions) – список часто задаваемых вопросов по какой–то определенной теме. Составляется либо отдельным человеком, либо группой людей, как правило, специалистами в данной области. Обычно их можно найти на WEB-сайтах и в группах новостей. Русский вариант – ЧаВо (Часто задаваемые вопросы и ответы на них).

Flash – дополнительный бесплатный модуль к браузеру (плагин), разработанный компанией Macromedia, который даёт возможность просматривать страницы и их элементы в формате Flash. Этот формат позволяет отображать векторную графику (которая легко масштабируется до любого размера), воспроизводить звук и т.д. Сайты, сделанные на основе Flash, могут выглядеть очень красиво, но их плохо индексируют поисковые машины.

Flash–Site – сайты, созданные с использованием технологии фирмы Macromedia flash.

Flat Free Advertising – размещение баннера без учета количества показов и нажатий. Многие web–сайты стремятся разместить баннер рекламодателя на одной или нескольких своих страницах, взимая за это фиксированную плату в месяц. Плата зависит от посещаемости страниц и(или) их направленности (при узконаправленной рекламе).

FTP (File Transfer Protocol) – протокол передачи файлов, а также программа, его реализующая. Протокол был разработан для передачи файлов между компьютерами, использующими сеть на основе TCP/IP, в том числе и в Internet. Для доступа к некоторой информации посредством FTP на компьютере, c которого осуществляют доступ, должен быть установлен т.н. FTP–клиент, а на другом, соответственно, FTP–сервер. В WEB-практике FTP–доступ используется для доступа к страничкам WEB–сайта, обычно расположенным на сервере провайдера. Как правило, используется при передаче файлов большого объема.

GIF (Graphics Interchange Format– формат обмена графикой) – формат представления графических изображений. Получил наибольшее распространение в Интернет, за счет возможности хранения изображений, имеющих до 256 цветов, поддерживания прозрачности, анимации и способности сохранения в одном файле нескольких изображений и через строчную загрузку. GIF имеет хороший алгоритм сжатия, что крайне важно для создания компактных графических файлов.

Gopher – приложение Интернет, благодаря которому пользователи впервые получили возможность легко перемещаться с одного сервера Интернет на другой. Вся информация в Gopher была представлена в текстовом виде. Пик популярности пришелся на рубеж 1980–1990 годов. В настоящее время приложение полностью вытеснено Всемирной паутиной.

GPRS( General Packet Radio Service) – технология передачи данных в GSM–сетях сотовой связи, обеспечивающая высокую скорость передачи информации. Используется для получения доступа к Интернет посредством сотовой телефонии.

Hit – см. Хит.

Home Page (главная страница, начальная страница, индексная страница) – вопреки прямому переводу с английского это не домашняя (персональная) страница Пети Иванова, а начальная страница web–сайта, главная страница сайта . см. Главная страница.

Host (Хост) – количество посетителей с уникальным IP–адресом.

Hosting – см. Хостинг.

HTML (HyperText Markup Language) – язык разметки гипертекстовых документов – основной способ хранения и передачи документов в Internet. Представляет собой обычный текстовый файл. В качестве элементов форматирования используются так называемые тэги (tag). Главной особенностью HTML является способность использовать гиперсвязи (links), благодаря которым возможны ссылки на другие документы, как локальные, так и находящиеся на другом конце земного шара, а также внедрение в документы изображений, звука, видео и т.д.

HTML–документ – отдельный документ, написанный на языке HTML и предназначенный для просмотра в Интернете.

HTML-кодирование – процесс создания интернет–страниц.

HTML-страница – web–страница, составляющая сайта.

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) – протокол, обеспечивающий взаимодействие пользователя, запрашивающего доступ к web–документам, с сервером, предоставляющим возможность такого доступа.

Hyperlink – см. Гиперссылка.

Hypertext – см. Гипертекст.

HTTP (HyperText Transfer Protocol) – протокол обмена гипертекстовой информацией.

HTTP-Cookie или «куки» (от англ. cookie – печенье) – служебная информация, посылаемая веб-сервером на компьютер пользователя, для сохранения в браузере. Применяется для сохранения данных, специфичных для данного пользователя, и используемых веб–сервером для различных целей, в числе которых, в системах с удаленным доступом – пароль, порождаемый сервером при первом подключении и отсылаемый пользователю.

ICQ (I Seek You) – приложение Интернет, используемое для прямого интерактивного общения между пользователями в режиме реального времени. Посредством ICQ возможен обмен текстовыми сообщениями, пересылка файлов, участие в коллективных играх и др.

IDSN (Integrated Service Digital Network) – цифровая сеть с интеграцией услуг, позволяющая одновременно передавать по обычным медным телефонным проводам цифровые данные и голос со скоростью до 128 Кбит/с.

Impression (показ, exposures) – демонстрация баннера пользователю. На самом деле система считает, что показ был осуществлен, если браузер пользователя загрузил баннер, а сам пользователь может его так и не увидеть. Такая ситуация вероятна, если баннер загружается в конце страницы, а пользователь уйдет с нее, не прокрутив ее до конца. Поэтому, если это возможно, договаривайтесь, чтобы Ваш баннер демонстрировался в начале страницы, а не в конце. Возможна и обратная ситуация, когда пользователь увидел баннер большее количество раз, чем показала система (браузер может закешировать баннер после его первой загрузки и показать еще раз уже на другой странице без обращения к серверу).

Intranet – сеть в масштабах организации (группы организаций), построенная по Интернет–технологии.

Internet – см. Интернет.

IP (Internet Protoсol) – протокол, обеспечивающий доставку данных в виде пакетов, снабженных IP–адресом.

IP–адрес – числовой идентификатор, который присваивается каждому компьютеру (хосту), подключенному к Интернету. Каждый IP–адрес однозначно определяет компьютер в сети Internet. IP–адрес состоит из адреса сети и адреса данного хоста в этой сети и представляет собой четыре десятичных числа (от 0 до 255), разделенных точкой. Например: 217.174.97.59. Для более легкого доступа к компьютеру обычно используют его доменное имя.

ISP ( Internet Service Provider) – поставщик доступа к Интернет. Провайдер является посредником между пользователями и телекоммуникационным оборудованием, необходимым для доступа к различным линиям связи (телефонные кабели, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы). При заключении договора, провайдер предоставляет доступ к различным сервисам Интернет. Услуги провайдера, как правило, являются платными.

JAVA – межплатформенный язык программирования. Программы, написанные на JAVA, запускаются на стороне клиента, используя т.н. виртуальную машину (VM) Java. Применяется для создания динамических страничек, организиции доступа к базам данных посредством Internet и т.п.

JAVAScript – язык программирования, основанный на объектном представлении броузера. Текст программы встроен непосредственно в HTML–документ и интерпретируется самим броузером. Применяется в основном для создания таких эффектов, как: бегущая строка, рисунки, изменяющие свой вид при подведении курсора и т.д.

JPEG (Joint Photographic Experts Group – объединенная группа экспертов по машинной обработке фотоизображений) – файлы растровых изображений с использованием до 16,7 миллионов цветов (24-битовый цвет), сжатие сопровождается потерей информации (отбрасываются мелкие детали). Популярный в Интернет графический формат. Для хранения изображения JPEG использует алгоритм сильного сжатия с потерей данных, не позволяет использовать анимацию и прозрачность. Как правило применяется для хранения высококачественных фотографий.

JPG – см. JPEG

Log–файлы – файлы, расположенные на серверы, хранящие статистику веб–сайта, оставляемые системой на сервере, о действиях пользователей/

Mail–лист – это подобие форума, но в виде электронной почте. Письмо, отправленное одним подписчиком, получают все остальные подписчики mail–листа. Вводить такую форму общения имеет смысл, только если на сайте уже образовался круг постоянных посетителей, которым есть, что обсудить.

M–commerce – форма электронной коммерции, использующая электронную почту в качестве основного канала передачи информации.

MPEG (англ. Moving Picture Experts Group – русск. Экспертная группа по вопросам движущегося изображения) – формат видеофайлов, используемый в Интернете.

MS Office – программный продукт компании Microsoft, включает в себя такие программы как Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft Power Point и т.д.

MySQL – база данных в Internet, используемая для хранения структурированной информации. Доступ к базе данных осуществляется при помощи cgi–скриптов.

PageRank ( Дословно – рейтинг страницы ) – алгоритм расчёта авторитетности страницы, а также сам показатель авторитетности в численном выражении.

Pay-per-Click, PPC ( Дословно – плати за щелчок ) – способ оплаты рекламы не за число показов, а за число кликов, то есть полученных посетителей. PPC–поисковики имеют договора с обычными поисковыми системами, и когда пользователь задаёт запрос, ему кроме обычных результатов показываются несколько ссылок PPC–системы, которые соответствуют данному запросу. Это приносит прибыль традиционным поисковикам и существенно расширяет охват PPC–систем.

Perl (Practical Extraction and Report Language) – язык программирования. Программы, написанные на Perl, запускаются на стороне сервера. В основном применяется на UNIX–ориентированных WEB–серверах. Применяется для обеспечения доступа к базам данным, создания динамических страничек и т.п.

PERL5 DBI – DBI – отдельная библиотека языка программирования Perl, предназначенная для работы с базой данных MySQL.

Photoshop – профессиональный графический пакет для работы с растровой графикой.

PHP(Personal Home Page) – средство создания интерактивных web–страниц, главным достоинством которого является возможность формирования страниц посредством интерактивного взаимодействия «клиент-сервер». Включает CGI-интерфейс, интерпретатор языка и набор функций для доступа к базам данных и различным объектам Всемирной паутины.

phpMyAdmin – программа для управления базой данных MySQL.

Plug–In (Встраиваемый модуль) – программа, расширяющая возможности какого-нибудь программного пакета. Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредственно из программы, для которой предназначен. Например: Kai’s Power Tools – Plug–In для графического редактора Photoshop, добавляющий некоторые специальные эффекты. Или: Cosmo Player: Plug–In для броузера Netscape Navigator, позволяющий просматривать VRML–миры.

PNG (Portable Network Graphic) – новый графический формат (читается: пинг), введенный для замены формата GIF после того, как с последним возникли патентные проблемы. Так как формат новый, то поддерживается очень небольшим количеством броузеров и лишь некоторыми видами программного обеспечения. Практически не распространен в WEB. В отличие от GIF, позволяет хранить изображения, имеющие глубину цвета до 64 бит на пиксел, поддерживает отдельный альфа–канал, несколько улучшенное сжатие.

POP3 – интернет–протокол, передачи электронных писем от почтового сервера пользователю.

Portal– см. Портал.

Power Point– программа для создания компьютерных презентаций.

Project Manager– менеджер проектов, руководитель проектов.

Proxy – см. Проски-сервер.

Publisher (издатель) – web–страница, показывающая за определенную плату (или другие блага) рекламу рекламодателя (в нашем случае баннеры со ссылкой на сайт рекламодателя).

PYTHON – язык программирования, который испоьзуют для написания cgi–скриптов.

RealAudio, RealVideo – подключаемый модуль к броузерам, позволяющий прослушивать (просматривать) аудио (видео) в прямом эфире. Применяется свой собственный высокоэффективный способ сжатия информации, позволяющий, кроме того, вещать в процессе передачи информации по сети.

Router– см. Маршрутизатор.

Script– программа, написанная на каком-либо языке программирования для взаимодействия клиента с сервером. Например: Script на Perl для подсчета количества посещений.

Search engine– см. Машина поисковая.

SEO. ( Сокр. Search engines optimization. ) – поисковая оптимизация сайта с целью получения высоких мест в результатах поиска по заданным запросам.

SERP. ( Сокр. Search engine result page. ) – результаты поиска. Страница результатов поиска, выдаваемая поисковой системой по запросу пользователя.

Site – см. Сайт.

Site Frequency (частота посещения страницы) – Усредненная величина, указывающая, как часто посетители возвращаются на веб–сайт, что вполне характерно для сайтов с регулярно обновляющимся содержанием. Чем выше частота посещения, тем быстрее будут сгорать баннеры, т.к. в этом случае высока вероятность показа баннера одним и тем же посетителям несколько раз.

Site Reach (размер аудитории сайта) – количество уникальных посетителей, побывавших на сайте за определенное количество времени. Если веб–сайт регулярно обновляется, то у него есть хороший шанс обрести постоянных посетителей (постоянную аудиторию), посещающих веб–сайт с определенной частотой (Site Frequency). Чем больше размер аудитории, тем медленнее будут сгорать баннеры, демонстрирующиеся на данном сайте.

SMS (Short Message Service) – служба коротких сообщений. Сервис, предоставляемый операторами сотовой связи, позволяющий обмениваться короткими сообщениями с помощью мобильных телефонов. SMS–сообщения могут быть посланы как с телефона на телефон, так и с телефона на адрес электронной почты и с помощью электронной почты на номер мобильного телефона.

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) – протокол электронной почты.

Spam – незапрашиваемые и нежелательные сообщения, приходящие по электронной почте. Как правило, рассылка производится одновременно по множеству адресов с целью рекламы товаров и услуг.

SSH – защищенный режим доступа на сервер. Протокол SSH обеспечивает высокий уровень защищенности передаваемой/принимаемой информации.

SSI (Server Side Includes) – интернет технология, суть которой состоит в обеспечении вставок в HTML–документ специальных директив, которые указывают серверу на выполнение определённых действий. С помощью SSI–директив можно создавать динамические веб-страницы, выводить на экран текущую дату, сведения о пользователе и т. д.

SSL (Secure Socket Layer) – специальный протокол доступа, позволяющий защищать информацию от посторонних пользователей.

Tag – см. Тэг.

Targeting (узконаправленная реклама) – показ рекламного баннера только определенному кругу пользователей (целевой аудитории), наиболее интересному для рекламодателя. Например, крупные поисковые системы, продающие показы баннеров по запросам пользователя, определяют область его поиска и показывают ему баннеры, сходные по тематике. Рекламодатели стремятся покупать показы баннеров именно на узко-тематических сайтах (или разделах сайтов), где подавляющая часть посетителей интересуется заданным типом продукции/услуг. Такой вид рекламы наиболее эффективен, хотя и более дорогой.

TCP (Transmission Control Protocol) – протокол, обеспечивающий доставку пакетов данных по назначению и их прием в том же порядке, в котором происходила их отправка.

TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol) – семейство протоколов передачи данных, используемое в Интернете.

Telnet – одно из первых приложений Интернет, использовавшихся для соединения с удаленными компьютерами. Применялось преимущественно для доступа к базам данных (например, электронным каталогам библиотек).

Type in трафик – способ попадания пользователя на сайт, когда он вручную вводит адрес сайта в поле URL браузера.

URL ( Uniform Resource Locator) –универсальный нтернет–адрес ресурса – уникальное имя, однозначно определяющее документ в сети Internet, присваивается каждой web–странице. Наиболее широко используется в WEB. Когда Вы хотите cослаться на какой–то документ в сети, то пользуетесь стандартным соглашением по написанию URL.

Usability. – Удобство использования сайта.

Usenet, ( USENET, UseNet) – приложение Интернет для обмена сообщениями в пределах групп новостей по интересам, «всемирная доска объявлений». Одно из старейших приложений Интернет (существует с 1979 года).

Visit and Visitor – см. Посетитель сайта

VRML (Virtual Reality Modeling Language) – язык моделирования виртуальной реальности. Подобен HTML, только описывает графические трехмерные объекты путем перечисления используемых в сцене примитивов и их координат. Позволяет создавать сложные сцены с наложением текстур, установкой источников цвета и камер. Сам файл представляет собой либо обычный ASCII–файл, либо сжатый бинарный.

WAP ( Wireless Application > Protocol) – стандарт для приложений, использующих беспроводные сети. Фактически представляет собой протокол, обеспечивающий безопасный доступ беспроводных устройств (КПК и сотовых телефонов) к текстовой информации, включая web-страницы, чат-сессии и электронную почту.

Web–браузер – см. Браузер.

Web–page – см. Веб-страница, страница

Web–Site – см. Сайт.

Web–сайт – см. Сайт.

Web–сервер – компьютер, подключенный к Интернету и содержащий набор программ, необходимых для функционирования сайтов.

Web–сообщества – пользующиеся финансовой поддержкой различных компаний коммерческие web–сайты, члены которых обмениваются мнениями по интересующим их вопросам (по принципу общности круга вопросов).

Web–страница – см. Веб-страница, страница

Web–узел – см. Сайт.

WebMail – система, обеспечивающая доступ к электронной почте через веб–интерфейс с помощью браузера.

Wi– Fi – (синоним: 802.11 b) – стандарт высокоскоростной передачи данных по беспроводным сетям (от 11 до 20 Мегабит в секунду).

WWW (World Wide Web) – см . Всемирная паутина.

WYSIWYNG (What You See Is What You Get) – «что вы видите, то и получаете». Обозначение типа HTML–редакторов, которые позволяют пользователю создавать страницы без знания HTML. Примеры: Front Page, Netscape Composer.

Авторизация – операция, определяющая права доступа пользователя к данным.

Администрация сайта – владелец сайта, имеющий интерфейс для настройки сайта и полные возможности его информационного наполнения.

Аккаунт – персонализированный вход пользователя в интернет–системы, состоящий, как правило, из имени пользователя и пароля.

Анимация – «оживление» изображений на экране дисплея, синтез динамических изображений на компьютере

Апплет – см. Applet.

Архитектура сайта – структура, план страничек и программной части сайта.

Аудит – направление предназначено для проведения консультирования по эффективному управлению и развитию интернет–проекта.

Байрики – рекламный носитель, представляющий собой всплывающее окошко поверх браузера.

База данных поисковой машины – так называемый инвертированный индекс. Обычно напоминает индекс терминов, применяемый в учебниках и научных изданиях. Содержит словарь слов, встречающихся на интернет–страницах, с приписанными к ним списками адресов интернет-страниц, содержащих эти слова. Служит для поиска страниц с вхождениями заданных ключевых слов. Индекс пополняется поисковым роботом во время периодических обходов Интернета.

Бан. ( Англ. Ban – запрещать) – жаргонное выражение вебмастеров, означает способ наказания поисковой машиной за применение спаммерских приёмов, который состоит в запрещении сайта к индексации и удалению его из базы, Какие бы усилия ни были вложены в оптимизацию сайта, после бана ни одного посетителя из данной поисковой системы не придёт. Восстановление в индексе не гарантированно, обычно требует личной переписки с разработчиками и в любом случае занимает длительное время.

Баннер – прямоугольное статичное или динамичное графическое изображение рекламного характера, помещаемый на веб–страницу и имеющий ссылку на веб–сайт рекламодателя в формате JPEG, GIF или FLASH. Баннеры размещают для привлечения потенциальных клиентов или для формирования имиджа. Для обеспечения быстрой загрузки баннера, системы показов баннеров обычно накладывают на него ограничения по размеру (например не более 15 Килобайт). Стандартные размеры баннеров в пикселах: 300×250 – прямоугольник средней величины, 240×400 – вертикальный прямоугольник, 250×250 – всплывающий квадрат, 468×60 – длинный баннер, 234×60 – половина длинного баннера, 336×280 – большой прямоугольник, 180×150 – прямоугольник, 88×31 – микро полоса, 120×90 – кнопка, 120×60 – кнопка, 120×240 – вертикальный баннер, 125×125 – квадратная кнопка, 728×90 – ведущий стенд, 160×600 – широкий небоскреб, 120×600 – небоскреб, 300×600 – объявление на полстраницы. Помимо этого существует изрядное количество баннеров других размеров.

Баннерная реклама – один из способов рекламы в Интернете, самый эффективный способ раскручивания (увеличения посещаемости) web-сайта, а также мощный инструмент для создания/улучшения имиджа компании — продукции — услуг и т.д.

Бесплатный хостинг – предоставление бесплатного дискового пространства для размещения сайта. См. также Хостинг.

Браузер (броузер) (Англ. Browser – обозреватель) – клиентская программа просмотра HTML–документов. Позволяет пользователю просматривать содержание web-страниц. Браузер обращается к web-серверу (сайту), запрашивает HTML-документ, интерпретирует полученную информацию и отображает документ на экране компьютера. Браузеры делятся на графические и текстовые. Примеры браузеров: Mosaic, Netscape Navigator, Internet Explorer, Opera, Mozilla.

Броузер – см. Браузер

Брэнд – узнаваемое потребителем наименование продукта, название торговой марки, имя фирмы, слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация и т.п.

Веб–дизайнер – оформитель интернет–сайтов.

Веб–интерфейс – система навигационных элементов, обеспечивающих перемещение пользователей и администраторов по сайту.

Веб–мастер – специалист, обеспечивающий функционирование сайта.

Веб–сервер – компьютер, подключенный к Интернету и содержащий набор программ, необходимых для функционирования сайтов.

Веб-страница, страница – составная часть веб–сайта. Физически представляет собой Html–файл. Логическая единица Интернет (точнее, Всемирной паутины), однозначно определяемая адресом (URL). Может содержать текст, изображения, аудио– и видеофрагменты, Java–апплеты и другие элементы. Страница может быть статическая или динамически сгенерированная (примеры динамических страниц – перечни результатов, выдаваемые поисковыми машинами). Страницы загружаются и просматриваются пользователем на свой компьютер с помощью браузера. Логически связанная совокупность web–страниц образует сайт. В случае использования фреймов каждый фрейм считается как отдельная страница.

Веб–студия – компания – разработчик сайтов.

Верстка – наполнение и верстка сайта представляет собой ряд действий, наполненных на заполнение сайта информацией, применяя язык программирования HTML. Верстка представляет собой преобразование графического изображения сайта в реально действующий, «живой» ресурс.

Виртуальные сервера (Virtual Servers) – используются для присвоения одному компьютеру нескольких доменных имен. Например, microsoft.com, www.microsoft.com, ftp.microsoft.com – это виртуальные адреса одного и того же компьютера. Обычно реальный WEB–сервер поддерживает несколько разных виртуальных серверов.

ВИЦ – вычисляемый Индекс Цитирования (ИЦ) Яндекса, учитывающий число страниц, ссылающихся на сайт, и собственный ВИЦ этих страниц. Рассчитывается для каждой страницы в базе Яндекса. Обновляется два раза в неделю. Является одним из факторов, влияющих на положение страницы в результатах поиска Яндекса. В настоящее время значения ВИЦ не транслируются Яндексом (ранее были доступны через «Яндекс.Бар»)

Внешний пользователь – целевая аудитория сайта, пользователь сайта.

Внутренний пользователь – администрация сайта (один или несколько человек Заказчика, занимающиеся поддержкой и обновлением сайтом.

Возвратная форма – данный модуль предназначен для связи между пользователем и сервисными службами сайта. Выполняется в виде формы для заполнения с комментариями или указаниями. Пользователь заносит информацию в определенные поля и отправляет ее по электронной почте. Сервисные службы получают e–mail определенного образца с информацией пользователя. Главной особенностью данного программного модуля является скрытый e–mail, что является надежной защитой от спама.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web) – глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP.

Входная страница (Дорвей) – входная страница — страница сайта, оптимизированная под одну или несколько поисковых фраз с целью попадания на высокие места в результатах поиска. Автоматически созданный дорвей содержит случайный текст, в котором периодически встречается нужная поисковая фраза, и потому не приносит посетителю никакой пользы. Созданный вручную дорвей может быть осмысленной страницей по узкой теме, полезной и нужной пользователю.

Гигабайт – единица измерения количества информации, равная 1024 мегабайтам. См. также Килобайт, Мегабайт.

Гиперссылка (Hyperlink) – слово или изображение в электронном документе, содержащие ссылку на другие файлы, Щелчок «мышью», по гиперссылке позволяет перейти к другому файлу или фрагменту электронного документа. Как правило, гиперссылки выделяются цветом. При наезде на них «мышью», вместо стрелки появляется изображение руки с указательным пальцем.

Гипертекст (Hypertext) – электронный текст, содержащий в своей структуре ссылки на адреса других файлов.

Главная страница (index-страница) (Home page) – начальная (титульная) страница web–сайта. На главной странице размещаются общие сведения о сайте с указанием того, что представлено во всех его разделах. Внешние ссылки на ресурс, как правило, делаются именно на главную страницу, поэтому число ее посещений намного больше, чем любых других страниц сайта.

Глубина цвета (Color Depth) – количество бит, приходящихся на один пиксел (bpp); чем больше это число, тем больше цветов может использовать изображение. Наиболее популярны следующие разрешения: 8bpp (256 цветов), 16bpp (65536 цветов), 24bpp (более 16,7 млн. цветов). Чем больше глубина цвета, тем больше размер изображения.

Гостевая книга (Guest Book) – программа, запущенная на стороне сервера. Позволяет посетителям высказать свое мнение о страничках и послать его авторам. Некоторые странички позволяют ознакомиться с комментариями других посетителей.

Дисковое пространство – количество мегабайт на веб–сервере, выделенное для хранения веб–сайта.

Домен (Domain) – см. Доменное имя.

Доменное имя (доменный адрес) (Domain Name) – уникальный текстовый идентификатор компьютера (хоста), подключенного к Интернет. Состоит из слов, написанных латинскими буквами и разделённых точками. Пробелов и других знаков препинания в доменных именах нет. Каждому доменному имени соответствует определенный IP–адрес или несколько IP–адресов. Например, доменному имени www.rbc.ru соответствует IP–адрес 194.186.36.150. Доменные имена являются составляющей частью URL, указывающих на конкретные web–страницы. Доменные имена преобразовываются в IP–адреса службой DNS. Система доменных имен создана для удобства пользователей, которым легче запомнить доменный адрес (например, www.harvard.edu, www.fbi.gov, www.louvre.fr или www.ddt.ru), чем числовые значения IP–адресов. Регистрацией доменных имен занимается InterNIC (представитель в России – РОСНИИРОС). Регистрация доменного адреса означает внесение его и соответствующего ему IP–адреса в базу данных DNS–сервера.

Доменная зона – это географическая, территориальная или иная принадлежность домена, например, России принадлежат доменные зоны Ru и Su, а так же вы можете зарегистрировать домен в зонах Com, Org. Net, Biz, Info и других.

Дорвей. ( Англ. Doorway – дверной проем ) – означает то же, что и Входная страница

Забанить – жаргонизм, означает – удалить из индекса поисковой машины за применение спаммерских приёмов. См. Бан.

Закладки (Bookmarks) – сервисная функция браузеров, позволяющая пользователю создавать перечень примечательных Интернет–ресурсов. Щелчок “мышью” по закладке вызывает загрузку данной страницы на компьютере пользователя. В браузере Internet Explorer закладки именуются “Избранное” (Favorites).

Зеркало (Mirror site) – копии целых сайтов или отдельных ресурсов на различных серверах. Служат для распределения нагрузки между основным сервером и локальными серверами, а также для обслуживания местных сетей.

Жизненный цикл проекта – любой проект, от возникновения идеи до полного своего завершения, проходит через определенный ряд последовательных ступеней своего развития; полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта.

Идентификатор – имя, номер или другая информация о конкретном пользователе.

Идентифицированный пользователь – уникальный пользователь, о котором имеются определенные данные (личные, демографические, поведенческие). При регистрации пользователь заполняет анкету и получает логин и пароль, с помощью которых он потом будет заходить на сайт, использовать сервисы и любые другие возможности, предусмотренные сайтом.

Имиджевая реклама – реклама с помощью баннеров, когда рекламодатель ставит целью не привлечение на свой сайт как можно большего количества посетителей, а создание/улучшение своего имиджа среди пользователей сети. Здесь важен не столько отклик баннера, сколько его способность запоминаться и улучшать имидж рекламодателя.

Импульсная покупка – покупка, которой не предшествовал длительный период размышлений о ее целесообразности. Иначе говоря, покупка, совершенная –на месте–.

Импульсная реклама – реклама, стимулирующая импульсную покупку.

Индекс цитируемости – в данном случае количество упоминаний и ссылок на сайт в Интернете.

Индексирование – процесс обхода страниц сайта и помещения их в базу поисковой машины. Только после индексации страницы она может быть найдена в поисковой машине.

Интерактивный сервис – сервис, позволяющий пользователю взаимодействовать с сайтом в режиме on–line.

Интернет – (англ. Internet от лат. inter между и англ. net сеть, паутина), международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и др. сети, взаимодействующие посредством протоколов TCP / IP. Способствует значительному увеличению и улучшению обмена информацией, прежде всего научно–технической. Объединяет свыше 50 млн. коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире.

Интернет–каталоги – составленный в определённом порядке перечень каких–нибудь однородных предметов.

Интернет–конференции –представляют собой Интернет–версии форумов, однако участие в них ограничивается отправлением и получением сообщений на определенную тему.

Интерфейс – система навигационных элементов, обеспечивающих перемещение пользователей и администраторов по сайту

Информационная система – в контексте web–тематики – это сайт.

ИЦ – количество доменов, ссылающихся на сайт, рассчитанное по технологии компании Яндекс. Из общего числа доменов, как правило, исключаются ссылки с сайтов, расположенных на бесплатных хостингах, ссылки из гостевых книг, форумов, ряда каталогов. Влияет на положение сайта в каталоге Яндекса. Обновляется еженедельно.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень каких–нибудь однородных предметов.

Киберпространство (Сyberspace) – синоним понятий “Интернет”, “виртуальная среда”, “цифровая среда”. Термин был впервые использован Вильямом Гибсоном (William Gibson) в романе «Neuromancer», повествующем о сетевой организации искусственного интеллекта.

Килобайт – единица измерения количества информации, равная 1024 байтам. Байт – основная единица измерения количества информации. Например, один символ русского алфавита занимает в памяти ЭВМ один байт.

Клиент (Client) – компьютер, который потребляет ресурсы других компьютеров сети, прежде всего, серверов. Также – программа, вырабатывающая запросы на доступ к удаленным ресурсам и передающая их по сети на определенный компьютер.

Клик ( Click) – щелчок кнопкой “мыши” по какому-либо элементу электронного документа, приводящий к загрузке определенной информации.

Клоакинг. ( Англ. Сloaking – маскировка ) – способ работы веб–сервера, когда пользователь, приходящий на страницы сайта, видит одно содержимое, а поисковая машина – другое. Реализуется с помощью отслеживания IP–адресов поисковых роботов и выдачи им другой информации. Клоакинг позволяет скрыть спам, благодаря которому страница находится высоко в результатах поиска, и выдать пристойное содержание пользователям. Обнаружение клоакинга в большинстве случаев приводит к занесению сайта в «чёрный список» поисковой системы и полному прекращению его индексации.

Ключевые слова – конкретные, определенные слова, по которым пользователь находит нужную информацию в поисковых системах.

Кодировка (Encoding) – соответствие между символами (язык людей) и числами (язык компьютеров). Одни и те же числа можно превратить в символы различных алфавитов. Чтобы изменить правило превращения цифры в буквы, выберите в меню Вид Internet Explorer пункт Вид кодировки. В Internet наиболее используемы следующие кодировки русского алфавита КОИ8-Р и Win1251.

Кодовая таблица – таблица соответствий символов и их положений в таблице. Исторически сложилось так, что в России есть несколько несовместимых кодировок, т.е. одинаковые символы имеют различные коды в разных кодировках. Это приводит к тому, что при просмотре страничек не в той кодировке, на которую настроен броузер, экран засоряется непонятными символами. В России распространены следующие кодировки: WIN1251 (Windows), KOI-8 (Unix), СP866(DOS), Macintosh, ISO-8859-5 (Unix).

Конверсия – отношение числа посетителей, воспользовавшихся предлагаемой на сайте услугой, к числу пользователей, пришедших на сайт. Также может идти речь об отношении числа посетителей сайта, воспользовавшихся предлагаемой на сайте услугой, к числу пользователей, увидевших рекламу сайта, либо услуги.

Контекстная реклама – реклама, содержание которой зависит от запроса пользователя к поисковой системе. Так как подобная реклама показывается только тем, кто целенаправленно ищет информацию на тему запроса, её эффективность намного выше обычной. CTR контекстной рекламы составляет 3–4%, но нередко достигает и 30–40%. Подобная реклама обеспечивает лучшую конверсию посетителей в покупателей.

Контекстное меню – список возможных действий, который появляется при нажатии на объект правой кнопкой “мыши”. Для каждого объекта список свой.

Контент (Content) – наполнение (информационное содержание) сайта в целом, либо любой его части (страница, раздел и т.п.). Под данным термином чаще всего понимается содержательное наполнение электронных ресурсов, например, web–сайтов.

Контроль – ряд действий, направленных на выявление всех возможных ошибок в дизайне, верстке и функционировании программного обеспечения проекта.

Концепция (от лат. conceptio понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких–либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Концепция дизайна – это формулировка основной мысли (креативной идеи заставлюющей посетителя обрать внимание и запомнить ресурс), выраженной при помощи графических элементов, идентифицирующих компанию и соответствующих фирменному стилю.

Корзина заказа – это программный модуль, в который пользователь добавляет товар.

Логотип – это специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.

Куки (Cookies) – элемент данных, которыми web-сервер помечает конкретный браузер при его посещении. При следующем визите сервер уже “узнает” пользователя и может предложить ему информацию с учетом заявленных прежде пристрастий или, наоборот, не показывать клиенту те данные (например, рекламный баннер), которые он уже видел. Cookies не способны читать диск компьютера пользователя. Некоторые их значения хранятся только в течение одного сеанса работы с сервером и удаляются после закрытия браузера. Другие записываются в файл и хранятся на жестком диске в специальных директориях.

Кэш – (Cache – «тайный запас») – системная папка, в которую компьютер записывает все документы, полученные пользователем из Сети. При запросе документа вторично, показывается содержимое кэша. Наиболее эффективно кэширование, производимое прокси-сервером, который хранит документы, полученные из Интернет всеми сотрудниками организации. Обращение к кэшу в случае повторного запроса одного и того же документа позволяет не только снизить трафик, но и увеличивает скорость предоставления данных клиенту. Единственным недостатком кэширования является возможность получения старой версии документа в случае, если документ на удаленном сервере изменился, а кэш еще содержит старую версию. Прокси-сервер использует весьма сложный алгоритм определения степени устаревания документов, поэтому в большинстве случаев пользователь все же получает самую свежую версию документа. См. также Прокси-сервер.

Кеширование баннеров (Англ. Cached banner) – часто пользователь видит баннер в несколько раз чаще, чем фиксируется в системе. Дело в том, что баннер может быть закеширован браузером пользователя, и следущая его загрузка произойдет не с сервера, а непосредственно с локального диска пользователя. И, соответственно, система не будет знать об очередном показе баннера. Помимо кеширования браузером есть вариант, что баннер будет закеширован, например, на прокси-сервере провайдера. И в этом случае система не зафиксирует показ. Кеширование, с одной стороны, значительно снимает загрузку каналов Интернет, позволяет не гонять снова и снова, например, здоровый графический файл из Америки, а просто скачать его с прокси-сервера своего провайдера или еще быстрее из кеша Вашего браузера, а с другой стороны, часто кеширование делает статистику посещения страниц, статистику показов баннера и т.д. не столь точной, как хотелось бы.

Машина поисковая – ( Search engine, синонимы: поисковая система, поисковый сервер, “искалка”) — инструмент для поиска информации в Интернет. Поисковые машины состоят из двух основных частей: программы-робота и индексного файла (базы данных). Робот сканирует сайты Интернет, выгружая web-страницы на базовый компьютер, где производится их индексирование. Учитываются не только тексты, но и иллюстрации, а также аудио- и видеофайлы. Пользователь, вводя состоящий из ключевых слов запрос, обращается к индексному файлу и получает в ответ перечень страниц, содержащих искомые термины. По территориальному охвату поисковые машины различаются на глобальные и локальные (национальные или отраслевые).

Маршрутизатор (Router) – устройство, обеспечивающее оптимальную передачу коммутационных пакетов от сервера к серверу в конечный пункт назначения. Путешествуя от клиента до сервера и обратно, данные проходят через множество маршрутизаторов. Каждый из них просматривает заголовок пакета и определяет его оптимальный путь и осуществляет его пересылку. Таким образом, маршрутизаторы выполняют в Интернет роль регулировщиков движения потоков данных.

Маркетинговая политика– система управления деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка. Включает изучение и прогнозирование спроса, цен, организацию по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования и др.

Мегабайт– единица измерения количества информации, равная 1024 килобайтам. См. также Килобайт.

Мета-теги– специальные указания для поисковой машины, находящиеся в тексте страниц, но не отображаемые пользователю в браузере. Чаще всего используют мета–теги Keywords и Description. Первый включает список ключевых слов, которым соответствует страница, а второй – её краткую аннотацию. Современные поисковики не придают серьёзного значения мета–тегам при ранжировании страниц.

Модератор. ( Англ. Moderator – арбитр) – пользователь или штатный сотрудник форума или чата, имеющий право наказывать и поощрять других пользователей в местах общения в соответствии с правилами данного сообщества, и отвечающий за порядок на всем форуме (чате) или его части. Наказание, как правило, бывает двух видов: предупреждение и отключение (запрет пользоваться форумом/чатом). Также существуют модераторы каталогов и поисковых машин, в задачу которых входит следить за отсутствием в списках сайтов порносайтов, «накрутчиков», и так далее. Существуют также модераторы почтовых систем, основной задачей которых является борьба с почтовыми спаммерами.

Модуль– некоторая программа, реализующая отдельную функцию на сайте (например: контент–менеджер или интернет – магазин.)

МРЗ– формат аудиофайлов, используемый в Интернете.

Мультимедиа – (англ. multimedia от лат. multum много и media, medium средоточие; средства) – электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.).

Навигация– совокупность средств управления сайта, обеспечивающих переход на объекты (разделы и страницы). Навигация по сайту – это система ориентирования пользователя на сайте.

Нажатие, клик– нажатие мышкой на активный объект.

Непотистский спам– простановка ссылок исключительно для учёта их поисковыми серверами и увеличения таким образом значений ссылочной популярности (в разных её модификациях), с целью повлиять на положение сайта в результатах поиска.

Онлайновые службы– это программные разработки, позволяющие взаимодейстовать администрации сайта и пользователя в режиме реального времени, посредством Интернет.

Оценка проекта– финальная операция планирования разработки проекта, направленная на оценку его стоимости.

Оценка рисков– операция по оценке возможных неудач в разработке и дальнейшем развитии проекта.

Поддомен– специальный домен, создаваемый, в основном, для выделения отдельного раздела веб–сайта. Например, название_раздела.фирма.ru

Паролирование директорий– возможность закрепления за отдельной директорией веб–сайта собственного пороля. Персонификация – идентификация системой пользователя

Поисковая машина– также поисковая система, поисковик, искалка – программно–аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в Интернете и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый текстовой фразой, выдачей набора ссылок на страницы и сайты, соответствующего запросу (по мнению поисковой машины).

Поисковая оптимизация– также продвижение сайта, также «раскрутка» сайта, оптимизация сайта, поисковая оптимизация, SEO – набор действий по изменению сайта и элементов внешней среды с целью получения высоких мест в результатах поиска по заданным запросам.Поисковая система (Search Engine) (поисковые службы, поисковая машина) – автоматическая система, предназначенная для поиска (по ключевым словам и фразам) и доставки информации. Организована с целью каталогизации информации. Обычно использует индексацию HTML–страниц, чтобы в дальнейшем было легко находить данную Поисковый робот – программа, являющаяся составной частью поисковой машины, и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения их в базу поисковика.

Похожие материалы

Реклама

Цитировать отрывок из записи на странице

Оставить комментарий

Подписаться, не комментируя

вверх